МБОУ "Плотавская СОШ"
село Плотавец Корочанского района Белгородской области
  • Информационная безопасность

    Согласно Инструкциям, доступ учащихся к компьютерам и сети Интернет, осуществляется только с разрешения и контролируется лицами, осуществляющими образовательный процесс в кабинете информатики и ИКТ. Контроль по использованию Интернет-ресурсов осуществляется по записям журнала браузера.

    В целях предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет, на компьютерах, расположенных в кабинете информатики и ИКТ и имеющих доступ к сети Интернет, установлена программа «Интернет Цензор». В плане доступа к Интернет-ресурсам проводится политика «черных» и «белых» списков.

    Детские безопасные сайты

    Список сайтов рекомендованных для использования обучающимися    для доступа к высококачественным ЭОР

    http://www.mon.gov.ru/ -  Министерство образования и науки Российской Федерации 

    http://www.uznai-prezidenta.ru/ - Детский сайт Президента Российской Федерации 

    http://www.ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ

    http://www.eidos.ru/olymp/  - Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады 

    http://www.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников 

    http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика 

    http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал  

    http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

    http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал 

    http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей» 

    http://ege.edu.ru - Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

    http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 

    http://www.ege.ru   - Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме  

    www.nachalka.info/ru - Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия

    www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям

    www.school-collection.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://www.edu.ru -  Федеральный портал «Российское образование»

    http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей 

    http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

    ·         Русский язык

    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

    http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

    ·         Литература

    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    http://www.classic-book.ru/ – Classic book –электронная библиотека классической литературы
    http://ilibrary.ru/ – Интернет-библиотека Алексея Комарова

    ·         История

    http://rushistory.stsland.ru – история России с древнейших времен до наших дней

    http://www.museum.ru/- музеи России

    http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

    http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

    http://grandwar.kulichki.net/ – Дедовские войны – Рассказы о военных конфликтах Российской империи
    http://www.hist.ru/ –  История – Исторический альманах «Лабиринт Времен»
    http://www.historia.ru/ – Мир Истории – Российский электронный журнал http://www.shm.ru/ – Сайт Государственного Исторического Музея
    http://hronos.km.ru/ – Проект «ХРОНОС» – всемирная история в Интернете

    http://lants.tellur.ru/history/ – Отечественная история

    ·         Обществознание

    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

    http://www.rustest.ru – Федеральный центр тестирования

    ·         Право

    http://www.ur-library.info – большая юридическая библиотека

    http://www.hro.org – права человека в России

    ·         Иностранные языки

    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    http://vse-uroki.ru

    http://rusedu.ru

    http://www.english-to-go.com

    http://artefact.lib.ru/ – Артефакт – сайт в помощь изучающим иностранные языки
    http://english4all.ru/news.php – Английский язык для всех
    http://englishhome.narod.ru/ – Учим английский вместе
    http://www.english.language.ru/ – Английский язык. ru – сервер, посвященный изучению английского языка в России и за рубежом

    ·         Физика

    http://genphys.phys.msu.ru – кафедра общей физики физфака МГУ им. М.В. Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, демонстрации.

    http://www.fizika.ru – физика.ру: сайт для преподавателей и учащихся

    http://www.fizika.ru/ – Физика.ru · Сайт для преподавателей и учащихся
    http://fizmir.org/ – Мир Физики

    http://irodov.nm.ru/education.htm/ – Сборники задач по физике с примерами и решениями

    ·         Математика

    http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/ – материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

    http://www.uztest.ru – ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

    http://www.maht-on-line.com – Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

    http://www.mathkang.ru – международный математический конкурс «Кенгуру»

    http://http://ege2011.mioo.ru – Московский институт открытого образования, система СтатГрад

    ·         Информатика и ИКТ

    http://ii.metodist.ru – информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

    http://www.compute-museum.ru – виртуальный компьютерный музей

    http://inf.1september.ru – газета «Информатика» издательского дама «Первое сентября»

    http://www.klyaksa.net – Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

    http://kpolyakov.newmail.ru – методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова

    http://prohod.org – язык программирования ЛОГО

    http://www.vbkids.narod.ru – Visual Basic для детей

    ·         Биология и Экология

    http://www.nature.ru/ – «Научная сеть»

    http://school.holm.ru/predmet/bio/ – Школьный мир: Биология

    http://flower.onego.ru/ – Энциклопедия декоративных садовых растений

    http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/ -«Зоологический музей МГУ»
    http://www.anatomus.ru/ -анатомия человека в иллюстрациях
    http://www.rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm – все о вредных привычках.

    http://www.greenpeace.ru – сайт экологической организации «Greenpeace».
    http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

    http://college.ru/biology/ – Биология на сайте «Открытый Колледж»
    http://nrc.edu.ru/est/ – Концепции современного естествознания
    http://www.priroda.ru/ – Природа России
    http://www.informika.ru/text/database/biology/ – Учебный курс «Биология»

    ·         Химия

    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    http://mendeleev.jino-net.ru – периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома

    http://rushim.ru/books/books.htm – электронная библиотека по химии

    http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ – Занимательная химия
    http://www.alhimik.ru/ – АЛХИМИК
    http://www.alhimikov.net/ – alhimikov.net
    http://www.schoolchemistry.by.ru/ – Школьная химия

    http://www.novedu.ru/sprav.htm/ – Справочник по химии

    ·         География

    http://www.fmm.ru- минералогический музей им. Ферсмана

    http://vse-uroki.ru

    http://mirkart.ru/ – Мир карт
    http://www.geosite.com.ru/index.php – GeoSite – Все о географии, странах
    http://rgo.ru/geography/ – Географическая энциклопедия

    Наряду с тем, что интернет предоставляет детям быстрый и удобный доступ к полезной информации, а также к развлекательным материалам, все же пользование интернетом сопряжено с огромными рисками. Ниже представлены некоторые из опасностей, которые подстерегают ребёнка онлайн.

    Нежелательный контент
    Сидя в интернете, ребёнок может с легкостью натолкнуться на нежелательный контент – особенно если на устройстве не установлены специальные, ограничивающие данные материалы, программы. Нежелательный контент, такой как, например, сцены насилия, порнографии и другие материалы, вызывающие страх, ужас, панику и т.д. у ребёнка, может нанести вред здоровью и развитию.Если ребёнок продолжительное время подвергается воздействию таких материалов, его психическое здоровье серьёзно страдает.

    Интернет-Хищники
    Одной из самых больших опасностей в сети является встреча ребёнка с интернет-хищником. В качестве своих жертв эти преступники намеренно выбирают наиболее уязвимые слои населения – в том числе детей. Особая опасность состоит в том, что преступники способны без особого труда скрыть свою подлинную личность – это затрудняет их поиски в реальной жизни. Спрятавшись за фальшивой личиной, интернет-хищники, с помощью онлайн платформ – особенно часто это происходит в социальных сетях – склоняют детей к незаконным действиям, в том числе и сексуального характера.

    Киберпреступность
    За годы существования интернета проблема киберпреступности становится только острее. Лишь за январь 2019 года в результате деятельности киберпреступников по всему миру произошло 1,7 миллионов случаев утечки информации. Находясь в сети, ребёнок может стать жертвой преступника, даже не догадываясь об этом. Все это может привести к краже личной информации пользователя, включая имя, адрес, дату рождения, текущее местоположение и т. д. Но самое страшное, если для выхода в интернет ребёнок использует одно из устройств родителей, например, ноутбук – в этом случае может произойти похищение личных данных, которые в дальнейшем могут быть легко скомпрометированы.

    Кибербуллинг (киберзапугивание)
    Кибербуллинг — остро-социальная проблема. Исследования показывают, что в настоящее время более половины подростков становятся жертвами травли в интернете; еще столько же выступает в качестве преследователей. Социальные сети образуют благоприятную среду для киберхулиганов, чье онлайн поведение несет в себе опасность. Риск подвергнуться травле в интернете сейчас очень высок, поэтому родителям нужно следить за тем, что происходит с их ребёнком в социальных сетях, а также объяснять, что он может поделиться с родителями любой проблемой, какой бы она ни была, особенно если ребёнок становится жертвой кибербуллинга.

    1. Используйте новейшую версию антивирусной программы.
    Многие комплексные антивирусы предлагают эффективную защиту от троянов, вирусов и других вредоносных приложений. Сочетание антивирусной защиты, фаервола, спам-фильтра и других инструментов позволит защитить компьютеры, смартфоны и планшеты от дополнительных угроз из Интернета, например, от хакерских атак. Ознакомиться с самыми эффективными продуктами по результатам последних тестов можно на нашем сайте в разделе Обзоры и тесты антивирусов.

    2. Своевременно устанавливайте обновления.
    Онлайн атаки обычно нацелены на бреши в безопасности операционной системы, браузеров и популярных приложений. С помощью обновлений разработчики постоянно устраняют уязвимости в своих продуктах. Именно поэтому важно регулярно обновлять программы, в том числе и антивирусы. Защитные продукты постоянно получают информацию об обнаружениях вредоносных программ в Интернете. Обновления для Android, MacOS и Windows должны выполняться регулярно и своевременно.

    3. Используйте безопасные пароли.
    При выборе паролей, пользователи должны проявить свои творческие способности и должны создавать различные пароли для каждого аккаунта! Надежные пароль должен состоять минимум из 8 символов. Наиболее безопасная комбинация включает заглавные и строчные буквы, цифры и специальные символы. Легко запомнить пароли, состоящие из строки песни с добавлением года выхода композиции. Бесплатные менеджеры паролей также очень полезны при управлении большой коллекцией паролей. Естественно, никто не должен знать ваши пароли.

    4. Зашифрованные подключения для безопасной передачи данных.
    По возможности используйте зашифрованные подключения каждый раз при посещении интернет-магазинов, интернет-банкинга или почтового сервиса. Адрес зашифрованных подключений начинается с "https" вместо "http". Кроме того, браузеры показывают иконку замка при безопасных подключениях.

    5. Соблюдайте меры предосторожности при использовании общественных сетей Wi-Fi.
    Общественные сети Wi-Fi являются очень практичными, когда требуется зайти на сайт на короткое время или определить текущее местоположение с помощью смартфона. Тем не менее, они не подходят для интернет-банкинга или передачи конфиденциальной информации. Пользователь не может знать, кто администрирует сеть и какие меры защиты предпринимаются. Именно поэтому рекомендуется совершать финансовые транзакции в защищенной домашней сети и по возможности избегать доступа к важным аккаунтам, если устройство подключено к публичной точке доступа. Если это сделать необходимо, то используйте виртуальные частные сети (VPN). В этом случае все передаваемые данные будут надежно зашифрованы.

    6. Осторожно обращайтесь с личными данными.
    Личная информация, которая предоставляется веб-сайтам и приложениям часто раскрывается и даже продается третьим лицам. Именно поэтому пользователи должны указывать как можно меньше личных данных, заполняя только требуемые поля. Обычно политика обработки данных указывается в общих условиях использования или в правилах соблюдения конфиденциальности онлайн сервисов, программ и приложений.

    7. Остерегайтесь бесплатного программного обеспеченияю.
    При использовании бесплатных приложений и веб-сервисов пользователь должен всегда задавать себе вопрос, какую пользу указанная им информация может принести разработчикам. Очень часто пользователи “платят” за использование бесплатных приложений и сервисов своими личными данными, которые монетизируются поставщиками услуг. Например, пользователь может получать нежелательную рекламу на указанные номера телефонов и адреса электронной почты.

    8. Используйте надежные источники.
    Файлы, программы и приложения должны открываться или устанавливаться только если они загружены из достоверных источников. Новейшие версии браузеров и антивирусов предупреждают пользователя о посещении потенциально опасных ресурсов. Приложения лучше устанавливать из официальных магазинов приложений Google Play, App Store или из Магазина приложений Windows.

    9. Регулярно создавайте резервные копии.
    Всегда существует риск потери данных, даже если устройство не потеряно, не украдено или не уничтожено.  В случае с троянами-вымогателями, резервные копии могут снизить риск вымогательства со стороны злоумышленников. Нужно регулярно создавать резервные копии важных данных на внешние диски с помощью специализированных программ. Некоторые программы для резервного копирования распространяются бесплатно.

    10. Правильно удаляйте данные.
    Прежде чем выбросить компьютер, телефон, жесткий диск или флешку, нужно надлежащим образом удалить все данные. Удаление данных с помощью собственных средств Windows, iOS и Android не является эффективной мерой, потому что в этом случае можно восстановить информацию. Безопасно удалить данные помогут специализированные программы, которые выполняют многократную перезапись случайным набором данных, что делает безуспешными попытки восстановления. Многие файловые шредеры распространяются бесплатно.

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности.

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности.

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    отказы и сбои аппаратуры;
    ошибки в программном обеспечении;
    ошибки в работе персонала;
    помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    недовольством служащего своей карьерой;
    взяткой;
    любопытством;
    конкурентной борьбой;
    стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.
    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    хищение носителей информации;
    чтение информации с экрана или клавиатуры;
    чтение информации из распечатки.
    Через программу:

    перехват паролей;
    дешифровка зашифрованной информации;
    копирование информации с носителя.
    Через аппаратуру:

    подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.
    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Методические и справочные материалы

    Рекомендуем "Безопасность в Интернете" - курс от Академии Яндекса
     https://stepik.org/Безопасность-в-интернете-191/

    Курс для школьников 6—9 классов, но он будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал. Мы надеемся, что курс поможет юным пользователям интернета не попасться на удочку мошенников. 

    http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652
    Лига безопасного Интернета: уроки безопасного Интернета. Здесь вы найдёте разнообразные материалы к урокам безопасного Интернета.

    http://www.saferunet.ru/
    На сайте «Центр безопасного интернета в России» полезная информация для детей, подростков и взрослых.

    https://мвд.рф/document/1910260
    Интернет-мошенничество. Памятка МВД для граждан.

    Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

    Горячая Линия Фонда Дружественный Рунет

    Федеральная программа безопасного детского интернета Гогуль

    Интернет и дети. Советы по безопасности от лаборатории Касперского

    Правила безопасной работы в интернете от компании Microsoft

    Ролики по безопасному использованию интернета от компании Google 

    Методическое руководство "Деструктивное воздействие на личность в сети "Интернет"

     Памятка по гибербезопасности для несовершеннолетних

    Роль и место защиты прав субъектов персональных данных в обеспечении кибербезопасности

    Название 2 материала

    Описание материала

    Название 3 материала

    Описание материала

    Ссылки на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса

    1. http://online-academy.ru/antivir/teor/teor5.htm

    2.http://technologies.su/tehnologiya_zachity_informacii

    3.http://technologies.su/tehnologiya_zachity_informacii

    4. http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm - интерактивный курс по Интерент-безопасности. На данном сайте представлены подготовленные совместно с Информационно - аналитическим ресурсом "Ваш личный Интернет" и Интернет - Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей - интерактивные сценарии,  короткие тесты, готовые планы уроков, - благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.  На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по Интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети      и защитить себя от нежелательного контента.

    Методические и справочные материалы

    Методические материалы для проведения Единого урока по безопасности в сети "Интернет"
    Методические материалы, подготовленные специалистами ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования":

    1. Методические рекомендации по теме: "Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет".

    2. Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет.

    3. Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей.

    Методические материалы, подготовленные специалистами НП "Лига безопасного интернета":

    1. Материалы к уроку в старших классах. Презентация.

    2. Материалы к уроку в средних классах. Презентация.

    3. Материалы к уроку в начальных классах. Анимированная презентация, примерный конспект урока.

    4. Материалы к уроку в младших классах. Презентация в обновленном дизайне.

    5. Материалы к уроку в средних классах.

    6. Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах. 

    ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ 2021-2022 УЧЕБНОГО ГОДА

    (СЕНТЯБРЬ 2021 г. – АВГУСТ 2022 г.)

    Основные организаторы Программы:

    Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего»;

    Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»;

    Научно-образовательный центр «РОСИНТАЛ».

    ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, 

    НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

    На конкурсы принимаются исследовательские работы учащихся по направлениям:

    Научно-технические разработки: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, искусства, созданные на основе стандартных пакетов прикладных программ; интернет-сайты; другие разработки, созданные на основе  информационных технологий;

    Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.

    Фотографии о информационной безопасности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie